•••

И пара слов об оскорблении чувств верующих, чтобы два раза не вставать…

Дисклеймер: в этом посте нет призывов к нарушению законодательства и насильственному свержению существующего строя РФ или других стран, и не надо их искать — здесь только философские размышления.

Если я ударил человека, я нанёс ему объективный вред, и за это меня надобно наказать (если, конечно, я — не полицейский при исполнении, ударивший человека по руке, держащей пистолет, из которого он собрался стрелять по пассажирам в метро). Если я украл у человека еду, я нанёс ему объективный вред (он остался голодный), и меня надобно наказать. Вроде бы так правильно, и это принимают все цивилизованные люди.

Если я подумал, что у человека морда просит кирпича, но бить его не стал, я никакого объективного вреда не нанёс (возможно, испортил себе карму, но это — моя проблема). Если я подумал, что человек зажрался, и у него надо отнять материальные ценности и использовать на моё благо, но ничего подобного делать не стал, объективного вреда нет, и наказывать меня не за что. Думать можно что угодно, за это наказывать не надо, наказывать надо за действия, причинившие объективный вред. Это, вроде бы, тоже все цивилизованные люди принимают.

А вот если я скажу что-то про верующих, что оскорбит их чувства, меня накажут. Накажут не за то, что я сделал — никакого объективного вреда я не нанёс — и даже не за то, что я подумал. Меня накажут за то, что о моём высказывании подумали верующие. Причём хрен его знает, на что эти верующие оскорбятся в следующий раз — только от них зависит, что им покажется оскорбительным. Мне одному кажется, что это ненормально?

Предвижу возражение: мол, для истинно верующего сама мысль о, например, том, что Иегова — злобная мстительная сволочь, по воздействию на психику — всё равно, что удар в лицо, поэтому моё подобное высказывание по воздействию на верующего к этому удару в лицо должна быть приравнена. Простите, граждане, но это — вздор. Ключевое слово в первых двух абзацах — объективный. Объективного вреда нет, а для ситуаций, когда слово вызывает ровно такую же реакцию, как физическое воздействие, в Международной Классификации Болезней 10 пересмотра (обязательной, кстати, к применению на территории РФ) есть специальные медицинские термины, и именно в разделе «F», если вы понимаете, о чём я. С неврозами — пожалуйста, к врачу, сейчас это лечат. А то мы, знаете, докатимся до того, что не будем в глаза друг другу смотреть — Москва большая, народу много, а ну как собеседник родом из папуасской деревни, где взгляд в глаза при разговоре приравнивается к пощёчине (у нас на планете до сих пор есть места, где оратор именно по этой причине выступает спиной к аудитории).

Вроде бы в системе права в цивилизованных странах давно принято, что наказывать нужно за действия, а не за мысли. Наказывать за мысли «потерпевшего» — ещё большая глупость, разве нет?

Ответы