То да сё № 5
С официальным началом зимы всех нас! Пусть отныне всё будет: мороз и солнце, день чудесный! Сегодня у нас праздник.
На прошлой неделе я пролил серьёзное количества елея, рассказывая вам про новый альбом "Оркестра электрического света"(ELO) Джеффа Линна (Jeff Lynne). А пока разыскивал материалы и отслушивал музыку, задумался – а что же я совсем не помню этот их альбом "Зум" ("Zoom") 2001-го года?
Точно знаю, что играл вам когда-то великолепную песню "Moments Of Paradise", а вот все остальные песни полностью стёрлись из моей памяти. У меня даже не осталось его записи. И знаю почему – потому что ждал его сольного альбома, а то, что он выпустил его как ЭЛО, мне тогда показалось недостойным коммерческим компромиссом.
С тех я всё-таки, надеюсь, стал поумнее. Пошёл исправляться. И открыл для себя удивительный – несовершенный, но и слава богу, тем лучше и свободнее – альбом. Делюсь с вами.
• Огромная утрата – с нами попрощался великий грузинский композитор Гия Канчели; самый загадочный и самый известный грузинский композитор планеты Земля.
Гия родился в 1935 году в Тбилиси, написал музыку к огромному количеству грузинских фильмов, 20 лет был музыкальным директором тбилисского Театра Руставели. Когда началась перестройка, Гия переехал сначала в Берлин, потом в Антверпен по приглашению Фламандского Королевского филармонического оркестра, главным композитором которого стал. Гия входил в число важнейших композиторов XX века. Родион Щедрин называл его "аскетом с темпераментом максималиста, обузданным Везувием".
“Моей мечтой была и остаётся тишина, в которой в воображении слушателя музыка продолжает звучать.
Писать музыку – это величайшая трагедия. Завидую тем, кому это доставляет радость. У меня это не работает. Мой совет молодым композиторам – быть честным, ничего не стыдиться и ничего не бояться. Даже самое банальное и самое простое может быть прекраснейшей вещью в мире. Самое важное – уметь это выразить. Но вообще я не люблю давать советы молодым – я до сих пор считаю себя молодым и до сих пор продолжаю учиться.
Если существует духовная музыка, то должна существовать и бездуховная? А какая это? На мой взгляд, любая музыка, в которой ощущается боль и сострадание, если она написана человеком неслучайным, всегда оказывается духовной”.
Какое же несравнимое ни с чем удовольствие – жить в мире, где продолжает создаваться великая музыка.
Этим летом я случайно встретился с своим старинным приятелем ударником Джереми Стэйси (Jeremy Stacey), который уже несколько лет играет на последних записях "Аквариума". Теперь он ударник и клавишник группы "Кинг Кримзон" (King Crimson). Он позвал на концерт, и снова я смог насладиться могучей и неослабевающей новой музыкой.
Поставлю на ход ноги музыку великого бразильца Сержио Мендеса (Sergio Santos Mendes), который с начала 60-х пропагандирует самбу по всему миру. В конце 50-х он играл с Антониу Карлосом Жобимом и считает его своим учителем. И чем дальше, тем больше я его слушаю.
Знаете, как говорил Спиноза:
"Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твёрдости духа".
Вот самба и помогает этой твёрдости духа.
"Аэростат" № 759 (01.12.2019) – "То да сё № 5"
Программу "Аэростат" ведёт Борис Гребенщиков.